Беззаботность и солнечное настроение одного из самых удивительных певцов на планете!
Дорогие друзья! Его обаятельный голос будто специально создан для жизнерадостного, тонизирующего регги. А между тем, в профессиональных кругах Бобби Макферрина, родившегося 11 марта 1950 года, знают как гораздо более интересного и разнопланового вокалиста. Он единственный в своём роде изобретательный певец, композитор и блестящий дирижёр, собравший внушительную коллекцию из десяти премий "Grammy" в разных номинациях от джаза до классической музыки и показавший людям, что может человек, мастерски владеющий голосом и движениями тела.
Роберт «Бобби» Макферрин-младший (Robert "Bobby" McFerrin, Jr.) родился на Манхэттене (Нью-Йорк) в семье оперного певца Роберта Макферрина и певицы Сары Купер. Предсказать Бобби Макферрину музыкальную карьеру можно было уже с детства. В шестилетнем возрасте его начали знакомить с азами музыкальной теории и доверили кларнет, который он очень любил, но вскоре сменил на еще более любимое фортепиано. После школы Бобби поступил в Калифорнийский государственный университет, продолжив образование в музыкальных колледжах Сакраменто и Серритоса по классу фортепиано. Освоение профессии пианиста на практике началось в рядах группы "Ice Follies", с которой он несколько лет гастролировал.
Параллельно Макферрин пробовал себя в самых разных коллективах – рок-группах, исполнявших каверы известных песен, ансамблях, выступавших в кабаре, в танцевальных труппах, где он работал аккомпаниатором. Только в 1977 году музыкант решился дебютировать как вокалист. Это знаменательное событие произошло в Новом Орлеане, где артист тогда обитал и выступал с местным коллективом "Astral Projection".
Важным этапом в приобщении к джазовой культуре стали гастроли с пионером вокального джаза Джоном Хендриксом (Jon Hendricks). А когда Макферрин переехал в Сан-Франциско, он познакомился с легендарным комедиантом Биллом Косби (Bill Cosby), который устроил Бобби большой вокальный дебют на джазовом "Playboy Jazz Festival" в 1980 году. Публика восторженно аплодировала вокально-рояльным импровизациям молодого артиста.
Ещё более ударное выступление на сцене нью-йоркского фестиваля "Kool Jazz" в 1981 году принесло Макферрину контракт и условия для создания сольной дебютной записи. Альбом "Bobby McFerrin" не замедлил появиться в 1982 году и отметился в "Тор 40" джазового чарта. Первый сольный промотур занес музыканта в Европу, где его концерты, несмотря на малоизвестность, проходили с неизменным успехом. Особенно отличились меломаны Германии, а с ними и немецкие журналисты, окрестившие Макферрина "Stimmwunder" – "волшебный голос". Наверняка музыкант вспоминал этот горячий прием и щедрые комплименты, когда обдумывал, каким будет его следующий альбом. Макферрин так и назвал его: "The Voice" – "Голос", положив в основу живые концерты в Германии.
Изданная в 1984 году пластинка навсегда вошла в историю джаза: это был первый диск, записанный а капелла, без единого инструмента, без вокальных наложений и вмешательства звукоинженеров. Специалисты рекомендовали его как пособие "всем, кто интересуется уникальными возможностями человеческого голоса". Единый в трех лицах, Бобби виртуозно справлялся с головоломными прыжками через октаву, авантюрными переходами от фальцета к глубокому басу, создавая эффект участия как минимум двоих, а то и троих артистов в процессе исполнения.
Макферрин обладает не только новаторским чутьём в музыке, но и изящным чувством юмора, которое всегда приятно разнообразит его записи. Вокалисты ансамбля "Manhattan Transfer" подвели Макферрина к триумфу на церемонии вручения "Grammy". Записанный общими усилиями сингл "Another Night in Tunisia" победил сразу в двух номинациях: "лучшая аранжировка вокала" и "лучший джазовый мужской вокал". До конца 80-х годов певец регулярно появлялся на ведущих церемониях награждения и никогда не уходил обиженным. Он унес ещё три "Grammy" как лучший джазовый вокалист – за синглы "Round Midnight", "What Is This Thing Called Love?" и "Brothers". Детский альбом 1987 года "Elephant`s Child" был назван лучшей записью для детей и удостоен "Grammy" в этой номинации.
Поп-аудитория, далёкая от джазовых страстей, также ценит гуттаперчевый голос Бобби Макферрина. Широкую известность артисту принесло исполнение главной музыкальной темы к популярнейшей телепрограмме "The Cosby Show". Зазвучал его вокал и в рекламных роликах. Но это была только репетиция будущей славы. В 1988 году Бобби Макферрин совершил решительный рывок, запустив на первые строчки хит-парадов веселый хит "Don`t Worry, Be Happy". Организаторы "Grammy" всерьёз расчувствовались и расщедрились сразу на три премии: в номинациях "запись года", "песня года" и "лучший поп-вокал". Композиция была представлена в альбоме "Simple Pleasures", естественно, коммерчески самом успешном в карьере музыканта. "Simple Pleasures", возглавив джазовый рейтинг, финишировал в "Тор 5" поп-чарта и стал мультиплатиновым.
Творческие поиски музыканта привели его к идее создания собственного вокального ансамбля "Voicestra", выступавшего а капелла. Десять вокалистов "Voicestra" участвовали в записи шестого альбома Макферрина, "Medicine Music" (1990), сложную оркестровку которого он сделал совершенно самостоятельно.
В это же время артист осваивает новую музыкальную специальность – изучает искусство дирижирования, проходя "курс молодого бойца" под руководством таких мэтров, как Леонард Бернстейн (Leonard Bernstein), Густав Мейер (Gustav Meier) и Сеиджи Осава (Seiji Ozawa). Вовлекая в свою орбиту всё новых и новых исполнителей, для записи пластинки 1992 года "Hush" он пригласил прославленного виолончелиста Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma). В интерпретациях Макферрина и Йо-Йо Ма прозвучали произведения именитых классиков, традиционные мелодии и работы современных классических композиторов, в том числе и плоды вдохновения самого Макферрина. Кульминация альбома – знаменитый "Полет шмеля" Римского-Корсакова, разыгранный как уникальный диалог голоса и виолончели. В классическом рейтинге "Billboard" диск "Hush" продержался больше двух лет. А вот новый альбом "Play" вызвал, скорее, симпатии джазовых фанов. Записывался он в компании с изобретательным пианистом Чиком Кориа (Chick Corea) и содержит как вариации на стандартные темы, так и оригинальный материал. "Play" принес музыканту ещё одну, десятую, премию "Grammy".
Через три года Бобби Макферрин записал первый в своей биографии классический альбом "Paper Music" (1995). Объектом его интерпретаций стали произведения Моцарта, Баха, Чайковского, Мендельсона, Стравинского, записанные с музыкантами "Saint Paul Chamber Orchestra", который он возглавил в 1994 году. В период подготовки альбома "Bang! Zoom" компанию Бобби Макферрину составили участники ансамбля "Yellowjackets". Альбом вышел в начале 1996 года, а проводить этот год артист решил ещё одной записью с Чиком Кориа. Их второй совместный альбом назывался "The Mozart Sessions". Вместе искатели музыкальных приключений представили оригинальные интерпретации двух фортепианных концертов Моцарта.
Список симфонических коллективов, которыми дирижировал Бобби, пополнился оркестрами нью-йоркской, лондонской и венской филармоний, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда и Сан-Франциско. Макферрин дирижировал коллективами Монреаля, Сиэтла, Торонто, Лейпцига, Мюнхена и Роттердама. Сегодня Бобби Макферрин – классический дирижер мирового уровня, который смело берется за уникальные проекты. Например, за концертную версию оперы Гершвина "Porgy and Bess", которую он подготовил с музыкантами Оперного театра Каролины.
"Chamber Orchestra" помог Бобби записать подборку классических и джазовых стандартов. Когда начались студийные сессии, состав действующих лиц полностью изменился. Диск "Beyond Words" (2002) записывал сборный ансамбль, объединивший Чика Кориа, Ричарда Бону (Richard Bona), Омара Хакима (Omar Hakim), Сайро Баптисту (Cyro Baptista) и Гила Голдштейна (Gil Goldstein). Сам автор описывает этот альбом как "музыкальное паломничество по миру", охватывающее культуру Азии, Африки, Испании, Ближнего Востока и Запада. Практически все эти уголки земного шара Бобби Макферрин знает не понаслышке, в последние годы его основное занятие – дирижирование оркестрами всех национальностей и мест "прописки", а также участие в многочисленных джазовых фестивалях всего мира.
В 2008 году Макферрин представил в "Карнеги-Холле" свою вокальную оперу-импровизацию «Боббл», в основе сюжета которой лежит история Вавилонской башни; в последующие годы опера ставилась в других странах, в том числе в России. В 2009 году Макферрин и музыкант-учёный Дэниэл Левитин были соведущими двухчасового документального фильма "The Music Instinct" на канале PBS, основанного на бестселлере Левитина "This Is Your Brain On Music". В том же году они появились вместе на сцене фестиваля мировой науки, где Макферрин пел и танцевал вместе со зрителями.
Всегда жизнерадостное настроение Бобби как нельзя лучше соответствует начавшейся весне! Поэтому слушайте эту захватывающую и вселяющую оптимизм музыку и помните – это и есть джаз!
С уваЖЕНИем, Гимер.
#BobbyMcFerrin #JazzCalendar #ZheniaGimer #JazzVocal #JazzComposer #JazzConductor #11MarchJazz